"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".Постановление Правительства РФ № 1081 от 11.09.2018 г.

Очередные изменения противолегализационных правовых нормативных актов.

 

21 сентября 2018 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 11.09.2018 г. № 1081 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

В соответствии с этим документом внесены изменения:

1) в Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 г. № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Требования к ПВК);

2) в Постановление Правительства РФ от 19.03.2014 г. № 209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям» (далее – Положение № 209);

3) в Постановление Правительства РФ от 06.08.2015 г. № 804 "Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей" (далее – Постановление № 804).

Изменения данных актов связаны с вступлением в силу 23 июля 2018 г. новой редакции Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ), в которой предусмотрены обязанности субъектов противолегализационного контроля противодействовать финансированию распространения оружия массового уничтожения и внесены некоторые другие новеллы в данный законодательный акт.

Хотя многие агенты первичного финансового мониторинга уже утвердили новую редакцию Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ (далее – Правила) с учетом последней редакции антиотмывочного закона, тем не менее, принятие приведенного выше пакета изменений правовых нормативных актов в сфере финансового мониторинга все равно потребует внесения новых изменений в Правила.

Сложность этой задачи обусловлена тем, что в отличие от большинства других изменений Закона № 115-ФЗ и иных правовых нормативных актов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, здесь не получится просто скопировать текст изменений и перенести его в свои Правила. Потребуется провести определенную аналитическую работу по выборке положений, которые необходимо отразить в Правилах, а также по определению программ и разделов, куда эти изменения следует внести.

Прежде всего, хотел бы обратить внимание субъектов финансового мониторинга, поднадзорных Росфинмониторингу и другим надзорным органам, за исключением Центрального банка РФ. Насколько я знаю, многие из них включили упоминание противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения во все программы, входящие в Правила. Однако в новой редакции Требований к ПВК  ФРОМУ не упоминается в названии программ оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (подп. «в» п. 3) и выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (подп. «г» п. 3). По-видимому, Росфинмониторинг пока не определился в особенностях признаков подозрительных операций (сделок), так или иначе связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения, и посчитал, что не следует без необходимости плодить новые сущности.

Конечно, можно попытаться оставить в названиях этих программ упоминание ФРОМУ, то тогда надо быть готовым к тому, что проверяющие деятельность организации или индивидуального предпринимателя в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ могут задать вопрос, а какие именно признаки таких операций (сделок) вы выделяете? К тому же, известно, что проверяющие подчас подходят к решению неочевидных вопросов сугубо формально, поэтому я не рекомендовал бы рисковать, и лучше привести названия программ в соответствие с Требованиями к ПВК.

Хотел бы напомнить тем, кто пока в этом вопросе не разобрался, что данные Требования к ПВК не распространяются на кредитные и некредитные финансовые организации, поднадзорные Центральному банку РФ.

В раздел Правил, где говорится о работе в личном кабинете, следовало бы включить дополнительные положения о том, какие ещё сведения субъект антиотмывочной деятельности может там получать. Эти положения присутствуют в новой редакции Постановления № 804.

В раздел Правил, посвященный представлению субъектом противолегализационного контроля в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Законом № 115-ФЗ, целесообразно включить положения о том, какие именно запросы могут поступать от Росфинмониторинга, порядок оформления этих запросов, а также порядок, форма и сроки направления в Росфинмониторинг соответствующих материалов (на основании новой редакции Положения № 209).

На случай, если в Правилах какие-то разделы отсутствуют, то либо их можно включить, либо, как минимум, упомянуть новую редакцию перечисленных выше нормативных актов.

Изменения в Правила организациями и индивидуальными предпринимателями, поднадзорными Росфинмониторингу, должны быть внесены  в срок до 21 октября 2018 года, а кредитными и некредитными финансовыми организациями – в срок до 21 декабря 2018 года.

 

С. ДЕДИКОВ,

партнер Redstone Chambers (Москва),

преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ

 

Национальные оценки рисков. Что делать?

На сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.fedsfm.ru) размещены отчеты о национальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и национальной оценке рисков финансирования терроризма (далее – НОР ОД и НОР ФТ).

Подробнее

Финансирование распространения оружия массового уничтожения (ФРОМУ)

Приведенная в заголовке аббревиатура расшифровывается как финансирование распространения оружия массового уничтожения. Речь безусловно идет о финансировании, осуществляемом не государствами (вопросы геополитики я вывожу за рамки статьи), а иными организациями и лицами для использования средств массового поражения в террористических целях, что само по себе носит преступный чрезвычайно социально-опасный характер. Для любого здравомыслящего человека очевидно, что допускать финансирование распространения оружия массового уничтожения людей нельзя, поскольку последствия подобных действий даже сложно оценить – они могут быть ужасающими.

Подробнее

Информационное сообщение Росфинмониторинга «О механизме реабилитации клиентов, в отношении которых принято решение об отказе в осуществлении операций и отказе в заключении договора банковског

Согласно изменениям, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, получат возможность уведомлять своих клиентов не только о применении мер по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, отказу от заключения договора банковского счета (вклада), расторжении договора банковского счета (вклада), но и о их причинах.

Подробнее

Росфинмониторингом предложены актуализированные требования к идентификации клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, в целях противодействия легализации преступных

Росфинмониторингом предложены актуализированные требования к идентификации клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, в целях противодействия легализации преступных доходов

Подробнее

Порядок работы с правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ: правовые аспекты.

Для ответа на отдельные вопросы по процедуре работы с Правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ важно определить их правовую природу. В данной статье доступно и чётко изложены правовые аспекты, структура правил внутреннего контроля, порядок разработки и внесения изменений в данный документ.

Подробнее

Система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма

Система противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) уже стала привычным элементом для многих субъектов хозяйственного оборота в Российской Федерации. Однако нельзя не констатировать, что пока абсолютное большинство руководителей самых разных компаний, предприятий и организаций подходят к этой деятельности на основании остаточного принципа – ну, раз государство требует, то нужно делать ровно столько, чтобы надзорные органы не предъявляли претензий.

Подробнее

Основные тенденции развития системы ПОД/ФТ

Вопрос о тенденциях развития системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку позволяет не только уяснить основные направления её совершенствования и повышения эффективности, но и достаточно репрезентативно спрогнозировать практические шаги государства в этой сфере. Это, в свою очередь, дает возможность акционерам, участникам различных юридических лиц, топ-менеджерам и специалистам организаций, индивидуальным частным предпринимателям понять, где в первую очередь надо навести порядок в строгом соответствии с требованиями антиотмывочного законодательства, предвидеть, что нужно будет сделать им на этом участке работы, каких это может потребовать ресурсов – кадровых, финансовых и заранее принять необходимые меры по их обеспечению.

Подробнее

Указание от 29.11.2017 №4629-У – срок вступления Инструкции №181 перенесли на 01.03.2018

Банк России 15.12.2017 опубликовал Указание от 29.11.2017 №4629-У «О внесении изменения в пункт 19.1 Инструкции Банка России от 16 августа 2017 года №181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

Подробнее
Принцип столпов Института:
  1. Качественное обучение и консультации.
  2. Полноценный сервис для продуктивной работы.
  3. Расширение деловых связей слушателей.
  4. Общение с государственной элитой профессионального сообщества.

Запросить информацию

Спасибо за обращение! В ближайшее время мы ответим на ваш запрос!

promo

Получать
новости

Вы успешно подписаны на новости!